В годы Великой Отечественной войны промышленность Ярославля поставляла на фронт 120 видов военной продукции. Ярославский автозавод (в настоящее время — ЯМЗ) выпускал корпуса снарядов, узлы и детали для танков, пистолеты-пулемёты Шпагина (ППШ), а позднее и артиллерийские тягачи.

К началу Великой Отечественной войны промышленное производство Ярославской области представляло созданный в годы первых пятилеток сложившийся комплекс, в котором основ¬ное место занимали машиностроительная и химическая отрасли, потенциально способные обеспечивать производство оборонной продукции.
Накануне войны большинство машиностроительных предприятий получили необходимое оборудование, металл, тех¬ническую документацию для производства специзделий. Были увеличены ассигнования на оборонное производство. Принятые меры позволили в кратчайшие сроки освоить выпуск военной продукции.
Ведущие машиностроительные предприятия области (Яро¬славский государственный автомобильный завод, Ярославский электромашиностроительный завод, Ярославский завод «Красный Маяк», завод «Пролетарская свобода», Рыбинский завод дорожных машин и др.), сократив выпуск продукции мирного времени, освоили про¬изводство корпусов различных калибров снарядов, мин, авиабомб, гранат и т. д. Рыбинский завод полиграфических машин наладил мас¬совый выпуск 82-мм минометов, став на тот период единственным в стране поставщиком этого вида вооружения.
Осенью 1941 г., в связи с угрозой приближения фронта к границам области, встал вопрос об эвакуации промышленных предприятий. В соответствии с решением Совета по эвакуации СССР от 16 октября 1941 г., Рыбинский моторостроительный за¬вод был эвакуирован в г. Уфу; полностью эвакуирован из г. Ярославля завод № 62, выпускавший боеприпасы (впоследствии на производственной площадке предприятия работал Ярославский завод топливной аппаратуры). Частично были демонтированы и эвакуированы Ярославский судостроительный завод и Рыбинский катерозавод.